Нормален ли я? Нормален ли мой ребенок? Нормально ли то, что делает мой партнер?
Если пощупать статистический подход, то есть существуют какие-то данные, которые о чем-то говорят. Например, по результатам тестирования большинство отвечающих набрало 120 баллов, значит 120 баллов – норма, тогда 70 и 160 – краевые отметки. Но что известно о людях, которые попали в краевые зоны? Они отличаются от большинства по какому-либо параметру - это все.
Как они живут с такой особенностью? Безопасно ли это? Не создаёт проблем окружающим?
"Способность любить и работать" - то, как норму определял Фрейд. Психически «нормальный» человек может поддерживать целенаправленную деятельность в течении продолжительных отрезков времени, и может выстраивать устойчивые близкие отношения, которые для него не разрушительны и не мучительны.
Но если Иванов часто меняет работу, что можно сказать? Что есть проблема и она мешает Иванову работать. А ещё, возможно, диапазон условий в котором Иванову работается продуктивно, функционально и пр. очень узок, и работать в нем он может сохраняя все те же свои особенности.
Если у вас нет большой потребности в общении, отношения могут распадаться просто потому, что ваш партнёр чувствует себя обделённым. Говорит это о том, что у вас никогда не будет долгосрочных отношений? Нет же! Это говорит о том, что не будет отношений с людьми, которые ждут много обратной эмоциональной связи.
Вас окружает крайне мало рыжеволосых людей, но вы не считаете рыжеволосых людей проблемой? Нет, это просто типологический вариант. Мы делим людей на "жаворонков" и "сов" считая это индивидуальным вариантом.
Есть социально НЕ/приемлемые вещи и они связаны с культурой.
В нашей культуре на уровне сообщества есть договоренность о том что лёгкая алкогольная и никотиновая зависимость - норма. Но мы ведь знаем о негативных последствиях?
Применения насилия к детям везде имеет одинаковые негативные последствия, но в одних культурах нормализовано, в других - недопустимо.
Значит, где-то принято считать это проблемой, а где-то не принято. Не везде чувства человека осознаются как ценность.
Не все на свете норма. И не все патология, если таким кажется.
Норма - это не одинаковость, а способность эффективно функционировать в НЕэкстремальных условиях.
Говорить о нарушении мы будем в том случае, когда человек не может справляться с определенными, достаточно обычными ситуациями: такими как школьное обучение, например.
Нет ожидания полной самостоятельности и парадигмы в которой человек справляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО своими силами. Но важен вектор, в котором ты пользуешься ресурсами группы или большего социума, когда собственных возможностей не хватает.
Если тебе для функциональной жизни нужны специфические условия, само по себе это не говорит о НЕнорме. Только о том, что у тебя есть особенности.